Основные и образовательные ткани растений. Обзор образовательной, проводящей и механической ткани растений Рост растения в толщину обеспечивает

Основное содержание.

  1. Что такое меристема?
  2. Классификация меристематических (образовательных) тканей.
  3. Характеристика апекальной (верхушечной) меристемы
  4. Обсуждение результатов домашней лабораторной работы.
  5. Характеристика интеркалярной (вставочной) меристемы

Вы никогда не задумывались, почему растения получили такое название – РАСТЕНИЯ?

Всё потому, что они обладают уникальной способностью расти всю свою жизнь. Это для них жизненно важно. Подавляющее большинство растений не имеет возможности переместиться в более выгодное место, но они нашли выход – расти – тянуться к солнечному свету, к источнику воды и минеральных веществ. Растения умеренного климата сбрасывают листья на зиму, а весной они снова появляются и так из года в год, до самой гибели организма.

У многоклеточных растений в отличие от животных рост (за исключением ранних стадий развития зародыша) происходит лишь в определённых участках, называемых меристемами и продолжается всю жизнь организма, отсюда и происходит название РАСТЕНИЯ.

Меристема (образовательная ткань) – это группа клеток, сохраняющих способность к митотическому делению, в результате этого деления образуются дочерние клетки, которые растут и формируют постоянную ткань из клеток, уже не способных делиться.

Часть клеток меристемы сохраняет способность делиться (инициальные ), часть постепенно дифференцируется, превращаясь в клетки различных постоянных тканей. Т.о. инициальные клетки меристемы задерживаются на эмбриональной стадии развития в течение всей жизни растения (стволовые клетки), а их производные постепенно дифференцируются (см. схема 1).

Тело растений – производное относительно немногих инициальных клеток.

Меристемы могут сохраняться очень долго, в течение всей жизни растения (у некоторых деревьев тысячи лет), т.к. содержат некоторое число инициальных клеток, способных делиться неопределённое число раз с сохранением меристематического характера.

Классификация меристем

Прокамбий – образование первичной ксилемы и первичной флоэмы.

Перицикл – образует камбий и феллоген.

Феллоген – пробковый камбий. Расположен между феллемой (пробкой) и феллодермой, образует комплекс перидермы (феллоген, феллема, феллодерма).

Существенное отличие этих групп растительных тканей заключается в направлении деления клеток по отношению к поверхности органа.

У первичных меристем клетки делятся в поперечном, радиальном и тангентальном (параллельном поверхности) направлении – поэтому клетки лежат беспорядочно.

У вторичных меристем – только в тангентальном, поэтому клетки лежат чёткими рядами.

Схема расположения различных меристем в растении (по В.Х. Тутаюк).

1 – апикальные (верхушечные)

2 – интеркалярные (вставочные)

3 — латеральные (боковые)

Типы меристем и их функции.

Меристемы

Месторасположение

Роль

Результат

Апикальная (верхушечная)

Апекс –лат. верхушка

В кончиках корней и побегов

Обеспечивает первичный рост, образуя первичное тело растения

Удлинение

Латеральная (камбий)

(боковая)

В более старых частях растения; лежит параллельно длинной оси органа (например, пробковый камбий – феллоген, васкулярный (сосудистый) камбий)

Обеспечивает вторичный рост. Васкулярный камбий даёт начало вторичным проводящим тканям; из феллогена образуется перидерма (корка), которая замещает эпидермис и содержит пробку

Утолщение

Интеркалярная (вставочная)

Между участками постоянных тканей, например, в узлах у многих однодольных (в основании листьев у злаков)

Делает возможным рост в длину в промежуточных участках. Это существенно для тех растений, у которых апикальные участки часто подвергаются повреждению или разрушению, например объедаются травоядными животными (у злаков) или повреждаются волнами (у бурых водорослей); при этом отпадает необходим необходимость в ветвлении

Удлинение

Пояснения. У растений к увеличению длины и толщины приводят два типа роста: первичный и вторичный. Сначала происходит первичный рост. В результате первичного роста может сформироваться целое растение, и у большинства однодольных и травянистых двудольных это единственный тип роста. Нарастание в длину – первичный рост. В первичном росте участвуют апикальная (верхушечная), а иногда и интеркалярная (вставочная) меристемы.

У некоторых растений (двудольные и голосеменные) за первичным ростом следует вторичный рост, в котором участвуют латеральные (боковые) меристемы. Он в наибольшей степени выражен у кустарников и деревьев. (У некоторых травянистых растений наблюдается некоторое вторичное утолщение стебля, например, развитие добавочных проводящих пучков у подсолнечника). Первичные меристемы характерны для всех многоклеточных растений (начиная с бурых водорослей). Вторичные – для двудольных покрытосеменных и голосеменных.

Апикальные меристемы. Для апикальной меристемы характерны (типичны) относительно мелкие кубовидные клетки с тонкой целлюлозной стенкой и густой цитоплазмой. Ядро крупное располагается в центре клетки. В цитоплазме имеется несколько небольших вакуолей (в отличие от крупных вакуолей клеток основной ткани), а также содержится мелкие недифференцированные пластиды, называемые пропластидами. Митохондрии многочисленны, их оболочка складчатая и поэтому они могут увеличиваться в размерах. Меристематические клетки плотно упакованы, т.ч. между ними нет заметных воздухоносных межклетников.

В зоне роста дочерние клетки, образующиеся в результате деления инициалей, увеличиваются в размерах – главным образом за счёт осмотического поглощения воды, поступающей в цитоплазму, а из неё – в вакуоли. Рост стеблей и корней в длину достигается в основном за счёт проходящего на этой стадии удлинения клеток. Мелкие вакуоли увеличиваются в размерах и сливаются, в конце концов, в одну большую вакуоль.

Стадия растяжения в росте меристематической клетки

Лабораторная работа №1: «Рост корня в длину».

Оборудование: проросшие семена гороха, фасоли или бобов с корнем длиной около2 см.; небольшая баночка (из-под майонеза, сока); кусок картона; плотная ткань или промокательная бумага; полиэтиленовая плёнка или крышка; чёрная тушь, предварительно налитая в крышечку и слегка загустевшая в результате частичного высыхания; линейка; заострённая спичка; канцелярские булавки.

Опыт . Для опыта надо приготовить влажную камеру. На дно банки налить воду слоем 0,5 –1 см., установить картонную стенку, лучше всего двухслойную. Высота стенки должна быть чуть ниже банки, ширина – по диаметру отверстия банки.

Нижний край картонки надо вырезать в форме выпуклого дна банки. На обе стороны картонной стенки наложить промокательную бумагу или плотную ткань. По ней будет подниматься вода со дна банки. Для опыта надо отобрать 2 – 3 проросших семени с более или менее прямыми корнями, без признаков повреждения и начала образования боковых корней. Тонко заточенной спичкой по всей длине корня нанести (по одной стороне) метки тушью в виде небольших, но хорошо заметных точек или коротких чёрточек на расстоянии 1,5 –2 ммодна от другой. Семя при этом держите за семядоли, прикосновение к корню концом спички должно быть очень лёгким, особенно у го кончика. Начинать разметку лучше с основания корня. Затем семена с размеченными корнями прикрепите к картонной стенке с помощью булавок (на картон прикалываются булавками обе семядоли) так, чтобы корни касались влажного картона на высоте 3 –4 смнад водой.

Банку закрыть крышкой или полиэтиленовой плёнкой и поставить в светлое и тёплое место. Чтобы стенки банки не запотевали, можно протереть их ватным тампоном, пропитанным смесью глицерина с водой в пропорции 1:1.

Результаты. Через 2 дня убедитесь, что метки заметно раздвинулись только у кончика корня.

Ответьте на вопросы:

  • Почему метки надо наносить по всему корню, а не на какую-то его часть?
  • Почему расстояния между метками должны быть одинаковыми и небольшими?

Интеркалярные (вставочные) меристемы . Вставочные меристемы располагаются в основаниях междоузлий; обеспечивают рост стебля в длину (за счет удлинения междоузлий) и рост листа.

Интеркалярная (вставочная) меристема в основании междоузлия растения

Основные выводы: во время разрастания и развития клеток, образованных меристемой, начинают образовываться межклеточные пространства. С отдалением от верхушек стеблей и кончиков корней происходит замедление, а затем и прекращение клеточных делений.

Различают три последовательные фазы изменения молодых клеток:

1) фаза деления, вызываемая усиленным приростом живого вещества протопласта (внутреннего содержимого клетки),

2) фаза усиленного разрастания клеточных оболочек, за которым не поспевает прирост вещества протопласта, но зато появляется в изобилии клеточный сок, первоначально во многих отдельных вакуолях, которые вскоре сливаются в одну большую вакуоль;

3) фаза детерминации, когда клетки становятся специализированными для выполнения определённых функций. В последнем случае мы наблюдаем превращение первичной образовательной ткани в постоянную ткань.

Основные понятия: меристема, инициаль, апекс, апикальные меристемы, латеральные меристемы, интеркалярные меристемы, первичный рост, вторичный рост.

Вопросы и задания для повторения:

  1. Каковы функции образовательных тканей?
  2. Какие меристемы являются первичными, какие – вторичными? Почему?
  3. Скорость деления клеток образовательной ткани практически одинакова у всех растений. однако одни растут со скоростью 0,7 см в сутки, а другие, например бамбук, — до 1 м в сутки. Почему между отдельными видами растений существует такая значительная разница в темпах роста?

Тканями называют комплексы клеток, обладающих сходным строением, имеющих единое происхождение и выполняющих одинаковые функции. Растительные ткани возникли в процессе эволюции с переходом растений к наземному образу жизни и наибольшей специализации достигли у цветковых. Формирование тканей происходило параллельно с дифференцировкой тела растения на органы. Растения, не имеющие расчленения тела на вегетативные органы, как правило, не содержат дифференцированных тканей. Классификация растительных тканей основана на единстве выполняемых функций, происхождении, сходстве строения и расположении клеток в органах растения. По этим критериям ткани делят на несколько групп: меристематические или образовательные, покровные, основные, механические, проводящие, выделительные.

Таблица. Растительные ткани (Т.Л. Богданова. Биология. Задания и упражнения. Пособие для поступающих в ВУЗы. М.,1991)

Название ткани Строение Местонахождение Функции
Образовательная: 1. Верхушечная Молодые тонкостенные клетки с крупным ядром и густой цитоплазмой, делятся путем митоза Почки побегов, кончики корней (конусы нарастания) Рост органов в длину благодаря делению клеток, образование тканей корня, стебля, листьев, цветков
2. Боковая (камбий) Между древесиной и лубом стеблей и корней Рост корня и стебля в толщину; камбий внутрь откладывает клетки древесины, наружу - клетки луба
Покровная: 1. Кожица (эпидерма) Плотно сомкнутые живые клетки с утолщенной наружной стенкой и устьицами Покрывает листья, зеленые стебли, все части цветка Защита органов от высыхания, колебаний температуры, повреждений
2. Пробка Мертвые клетки, стенки пропитаны жироподобным веществом суберином Покрывает зимующие стебли, клубни, корневища, корни
3. Корка (покровный комплекс) Много слоев пробки и других мертвых тканей Покрывает нижнюю часть стволов деревьев
Проводящая: 1. Сосуды Полые трубки с одревесневающими стенками и отмершим содержимым Древесина (ксилема), проходящая вдоль корня, стебля, жилок листьев Проведение воды и минеральных веществ из почвы в корень, стебель, листья, цветки
2. Ситовидные трубки Вертикальный ряд живых клеток с ситовидными поперечными перегородками Луб (флоэма), расположенный вдоль корня, стебля, жилок листьев Проведение органических веществ из листьев в стебель, корень, цветки
3. Проводящие сосудисто-волокнистые пучки Комплекс из древесины и луба в виде отдельных тяжей у трав и сплошного массива у деревьев Центральный цилиндр корня и стебля; жилки листьев и цветков Проведение по древесине воды и минеральных веществ; по лубу - органических веществ; укрепление органов, связь их в единое целое
Механическая (волокна) Длинные клетки с толстыми одревесневающими стенками и отмершим содержимым Вокруг проводящих сосудисто-волокнистых пучков Укрепление органов растения благодаря образованию каркаса
Основная: 1.Ассимиляционная Столбчатая и губчатая ткань с большим количеством хлоропластов Мякоть листа, зеленые стебли Фотосинтез, газообмен
2. Запасающая Однородные тонкостенные клетки, заполненные зернами крахмала, белка, каплями масла, вакуолями с клеточным соком Корнеплоды, клубни, луковицы, плоды, семена Отложение в запас белков, жиров, углеводов (крахмал, сахар, глюкоза, фруктоза)

Образовательные ткани благодаря постоянному митотическому делению их клеток обеспечивают не только рост, но и образование всех тканей растения. Часть дочерних клеток дифференцируется, т.е. превращается в клетки различных тканей. Другие, сохраняя:вои меристематические свойства, продолжают делиться и образуют все новые и новые клетки. Меристемы возникают в зиготе на ранних этапах развития зародыша и являются первичной тканью, из которой состоит весь зародыш. В процессе роста растения меристемы сохраняются в точках роста – апикальные меристемы (верхушка стебля и кончик корня), а также вдоль стебля – боковые меристемы. Верхушечные меристемы обесточивают рост растения в длину, а боковые – в ширину. Существуют еще вставочные меристемы, которые сохраняются в зонах роста (основание черешков листьев и междоузлия). Меристемы, имеющие свое происхождение от меристем зародыша, называют первичными, к ним относятся верхушечные. К вторичным меристемам принадлежат ткани, которые образуются из первичных меристем и клеток других тканей. Это боковые меристемы – камбий, раневые меристемы (камбий обеспечивает рост стебля в ширину, раневые – регенерацию тканей при повреждениях). Покровные ткани находятся в контакте с внешней средой и обеспечивают защиту растений от неблагоприятных воздействий среды: механических повреждений, низких температур, чрезмерного испарения воды, проникновения микроорганизмов и др. Кроме того, покровные ткани осуществляют обмен веществ между организмом и внешней средой. Различают три вида покровных тканей: кожицу, или эпидерму, пробку и корку.

Эпидерма состоит из одного слоя плотно прилегающих друг к другу клеток. Ее поверхность покрыта воскоподобным веществом – кутином, образующим кутикулу. Кутикула снижает испарение воды, воск делает поверхность органов несмачиваемой. Эпидерма покрывает листья и молодые побеги растения. Клетки кожицы содержат хлоропласты, Одной из функций эпидермы являются газообмен и транспирация, т.е. испарение воды. Эти процессы обеспечиваются устьицами – отверстиями, окаймленными двумя замыкающими клетками. При изменении осмотического давления внутри клеток щель может расширяться и сужаться, регулируя транспирацию и газообмен. Предполагают существование двух процессов, изменяющих осмотическое состояние вакуолярного сока. На свету происходит гидролиз крахмала в глюкозу, которая повышает осмотическое давление в вакуоли. Считают, что изменение давления регулируется также ионами калия, концентрация которых увеличивается в светлое время суток. У многих высших растений некоторые клетки кожицы образуют выросты, так называемые волоски, имеющие разнообразную форму и выполняющие различные функции. Нитевидные волоски, в большом количестве покрывающие зеленые части растений, ослабляют иссушающее действие ветра и солнца. Жгучие волоски имеют форму шипа, который при прикосновении вонзается в кожу и клеточный сок с раздражающими веществами вспрыскивается в ранку.

Существуют также железистые волоски и нектарники, выполняющие секреторную функцию. Пробка образуется на смену эпидерме и покрывает стебли и корни многолетних растений. Образование пробки связано с появлением вторичной меристемы – феллогена. Феллоген образуется под кожицей и располагается в виде кольца; при делении его клетки, откладывающиеся наружу, превращаются в пробку. Пробка состоит из нескольких рядов мертвых плотно сомкнутых клеток, утолщенные стенки которых пропитаны суберином веществом, плохо пропускающим воздух и воду. Благодаря этому пробка предохраняет стволы и ветви от излишней потери воды, резких колебаний температуры и др. Для газообмена и транспирации в пробке имеются чечевички-отверстия, которые прикрыты рыхлой тканью, состоящей из живых, слабо опробковевших клеток. Корка образуется в результате того, что феллоген организует слои пробки, которые могут препятствовать поступлению веществ и воды в клетки паренхимы. Феллоген также захватывает механические ткани и луб. В результате происходит отмирание участков тканей. На поверхности органа образуется корка – комплекс мертвых тканей. Толстые слои корки надежно предохраняют стволы деревьев от разного рода повреждений. Трещины в корке, на дне которых имеются чечевички, обеспечивают газообмен. Механические ткани, подобно арматуре железобетонных конструкций, создают каркас всем тканям и органам растения.

Клетки могут располагаться тяжами вдоль осевых органов, сопровождать проводящие пучки и образовывать трехмерные структуры, создающие опору для других тканей. Прочность и упругость клеток механических тканей обусловлены утолщенными и целлюлозными или одревесневевшими оболочками. Наиболее важные механические ткани – лубяные и древесные волокна – хорошо развиты в стебле. В корне механическая ткань сосредоточена в центре органа. Волокна механической ткани сопровождают проводящие пучки. Проводящие ткани обеспечивают транспорт веществ в теле растений. От корней в стебель и листья осуществляется перенос минеральных веществ, всасываемых из почв, – восходящий ток. Он обеспечивается ксилемой, или древесиной. Движение органических веществ, продуктов фотосинтеза к местам их использования или отложения в запас (к корням, плодам, семенам и другим органам) составляет нисходящий ток. Он осуществляется флоэмой, или лубом, располагающимся кнаружи от древесины. Основными элементами ксилемы являются трахеиды и трахеи (сосуды), окруженные древесными волокнами.

А – сосуды ксилемы с кольчатым, спиральным и сетчатым утолщением стенок; Б – клетки флоэмы: 1 – клетки камбия, 2 – ситовидные клетки, 3 – клетки-спутницы

Трахеиды-вытянутые мертвые клетки, одревесневевшие стенки которых имеют углубления (поры), затянутые перовой мембраной. Ток жидкости по трахеидам медленный и происходит путем фильтрации через мембраны соседних клеток. Трахеиды – наиболее древние проводящие элементы. Они встречаются у цветковых растений, а у голосеменных и папоротникообразных являются единственными проводящими элементами ксилемы. У покрытосеменных имеются также сосуды. Трахеи представляют собой полые трубки, состоящие из продольного ряда Клеток – члеников.

Перегородки между члениками содержат сквозные отверстия (перфорации) или полностью разрушаются, что многократно увеличивает скорость тока раствора. В состав флоэмы входят ситовидные трубки и клетки-спутницы, окруженные лубяными волокнами. Ситовидная трубка состоит из вертикального ряда живых клеток, поперечные перегородки между которыми продырявлены в виде сита, сквозь них проходят тяжи цитоплазмы. Транспорт веществ осуществляется по цитоплазме члеников. Предполагают, что клетки-спутницы совместно с члениками ситовидных трубок составляют единую физиологическую систему и в известной степени регулируют функции ситовидных трубок, способствуя току ассимилятов. Элементы ксилемы и флоэмы с волокнами механической ткани образуют сосудисто-волокнистые пучки. Они располагаются во всех органах и объединяют растение в единое целое. Основные ткани паренхимы) составляют большую часть всех органов растений. Они заполняют промежутки между проводящими и механическими тканями и присутствуют во всех вегетативных и генеративных органах. Эти ткани образуются за счет дифференцировки апикальных меристем и состоят из живых паренхиматозных клеток, разнообразных по строению и функциям. Различают ассимиляционную, запасающую, воздухоносную и водоносную паренхимы. Клетки ассимиляционной паренхимы содержат хлоропласты и специализируются на фотосинтезе. Они расположены под эпидермой листьев, молодых зеленых стеблей и плодов. В клетках запасающей паренхимы накапливаются избыточные в данный период развития растения продукты обмена веществ: углеводы, белки, жиры и др. Она хорошо развита в стеблях, корнях, корневищах, клубнях, луковицах. воздухоносная паренхима представлена в разных органах болотных и водных растений и состоит из клеток с тонкими стенками. Пространства между клетками (межклетники) заполнены воздухом и сообщаются с внешней средой через устьица или чечевички.

Растения засушливых мест обитания (кактусы, агавы, алоэ) в стеблях и листьях содержат водоносную паренхиму, которая служит для запасания воды, В вакуолях клеток этой ткани содержатся слизистые вещества, обеспечивающие удержание влаги. Выделительные ткани представлены различными образованьями (чаще многоклеточными, реже одноклеточными), выделяющими из растения или изолирующими в его тканях продукты обмена веществ либо воду. Листья многих растений способны выделять воду в условиях избыточной влажности. По проводящим пучкам вода подается к эпидерме, в которой по краям листа находятся водяные устьица. Млечники образуют млечный сок (латекс). У насекомоядных растений на листьях находятся желёзки, выделяющие пищеварительные соки. В цветках обычно содержатся нектарники, образующие сахаристую жидкость – нектар. Он служит средством привлечения животных, опыляющих растения. Смоляные ходы хвойных, эфиромасличные ходы цитрусовых выделяют вещества, имеющие защитное значение.

В любом живом или растительном организме ткань образуют сходные по происхождению и строению клетки. Любая ткань приспособлена для выполнения одной или сразу несколько важных для животного или растительного организма функций.

Виды тканей у высших растений

Выделяют следующие виды тканей растений:

  • образовательные (меристема);
  • покровные;
  • механические;
  • проводящие;
  • основные;
  • выделительные.

Все эти ткани имеют свои особенности строения и отличаются друг от друга выполняемыми функциями.

Рис.1 Ткани растений под микроскопом

Образовательная ткань растений

Образовательная ткань – это первичная ткань, из которой образуются все другие ткани растения. Она состоит из особых клеток, способных к многократному делению. Именно из этих клеток состоит зародыш любого растения.

Эта ткань сохраняется и у взрослого растения. Она располагается:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • внизу корневой системы и на верхушках стеблей (обеспечивает рост растения в высоту и развитие корневой системы) – верхушечная образовательная ткань;
  • внутри стебля (обеспечивает рост растения в ширину, его утолщение) – боковая образовательная ткань;

Покровная ткань растений

Покровная ткань относится к защитным тканям. Она необходима для того, чтобы защищать растение от резких перепадов температуры, от излишнего испарения воды, от микробов, грибов, животных и от всякого рода механических повреждений.

Покровные ткани растений образованы клетками, живыми и мертвыми, способными пропускать воздух, обеспечивая необходимый для роста растения газообмен.

Строение покровной ткани растений таково:

  • сначала расположена кожица или эпидерма, которая покрывает листья растения, стебли и наиболее уязвимые части цветка; клетки кожицы живые, эластичные, они защищают растение от излишней потери влаги;
  • далее находится пробка или перидерма, которая также располагается на стеблях и корнях растения (там, где образуется слой пробки, кожица отмирает); пробка защищает растение от неблагоприятных воздействий окружающей среды.

Также выделяют такой вид покровной ткани как корка. Эта самая прочная покровная ткань, пробка в данном случае образуется не только на поверхности, но и в глубине, причём верхние ее слои потихоньку отмирают. По сути, корка состоит из пробки и мёртвых тканей.

Рис.2 Корка – вид покровной ткани растения

Для дыхания растения в корке образуются трещинки, на дне которых располагаются специальные отростки, чечевички, через которые и происходит газообмен.

Механическая ткань растений

Механические ткани придают растению нужную ему прочность. Именно благодаря их наличию растение может выдерживать сильные порывы ветра и не ломаются под струями дождя и под тяжестью плодов.

Выделяют два основных вида механических тканей: лубяные и древесные волокна .

Проводящие ткани растений

Проводящая ткань обеспечивает транспортировку воды с растворёнными в ней минералами.

Эта ткань образует две транспортные системы:

  • восходящую (от корней к листьям);
  • нисходящую (от листьев ко всем остальным частям растений).

Восходящая транспортная система состоит из трахеид и сосудов (ксилема или древесина), причём сосуды более совершенные проводящие средства, чем трахеиды.

В нисходящих системах ток воды с продуктами фотосинтеза проходит по ситовидным трубкам (флоэма или луб).

Ксилема и флоэма образуют сосудисто-волокнистые пучки – «кровеносную систему» растения, которая пронизывает его полностью, соединяя в одно целое.

Основная ткань

Основная ткань или паренхима – является основой всего растения. В неё погружены все остальные виды тканей. Это живая ткань и выполняет она разные функции. Именно из-за этого выделяются разные её виды (информация о строении и функциях разных видов основной ткани представлена в таблице ниже).

Виды основной ткани Где располагается в растении Функции Строение
Ассимиляционная листья и другие зелёные части растения способствует синтезу органических веществ состоит из фотосинтезирующих клеток
Запасающая клубни, плоды, почки, семена, луковицы, корнеплоды способствует накапливанию необходимых для развития растения органических веществ тонкостенные клетки
Водоносная стебель, листья способствует накапливанию воды рыхлая ткань, состоящая из тонкостенных клеток
Воздухоносная стебель, листья, корни способствует проведению воздуха по растению тонкостенные клетки

Рис. 3 Основная ткань или паренхима растения

Выделительные ткани

Название данной ткани говорит о том, какую именно функцию она играет. Эти ткани способствуют насыщению плодов растений маслами и соками, а также способствуют выделению листьям, цветками и плодами особого аромата. Таким образом, выделяют два вида это ткани:

  • ткани внутренней секреции;
  • ткани наружной секреции.

Что мы узнали?

Учащимся 6 класса к уроку биологии нужно запомнить, что животные и растения состоят из множества клеток, которые, в свою очередь, упорядоченно выстраиваясь, образуют ту или иную ткань. Мы выяснили какие виды тканей существуют у растений – образовательная, покровная, механическая, проводящая, основная и выделительная. Каждая ткань выполняет свою, строго определённую функцию, защищая растение или обеспечивая доступ всех его частей к воде или воздуху.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 3.9 . Всего получено оценок: 1552.

Видеокурс «Получи пятерку» включает все темы, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ по математике на 60-65 баллов. Полностью все задачи 1-13 Профильного ЕГЭ по математике. Подходит также для сдачи Базового ЕГЭ по математике. Если вы хотите сдать ЕГЭ на 90-100 баллов, вам надо решать часть 1 за 30 минут и без ошибок!

Курс подготовки к ЕГЭ для 10-11 класса, а также для преподавателей. Все необходимое, чтобы решить часть 1 ЕГЭ по математике (первые 12 задач) и задачу 13 (тригонометрия). А это более 70 баллов на ЕГЭ, и без них не обойтись ни стобалльнику, ни гуманитарию.

Вся необходимая теория. Быстрые способы решения, ловушки и секреты ЕГЭ. Разобраны все актуальные задания части 1 из Банка заданий ФИПИ. Курс полностью соответствует требованиям ЕГЭ-2018.

Курс содержит 5 больших тем, по 2,5 часа каждая. Каждая тема дается с нуля, просто и понятно.

Сотни заданий ЕГЭ. Текстовые задачи и теория вероятностей. Простые и легко запоминаемые алгоритмы решения задач. Геометрия. Теория, справочный материал, разбор всех типов заданий ЕГЭ. Стереометрия. Хитрые приемы решения, полезные шпаргалки, развитие пространственного воображения. Тригонометрия с нуля - до задачи 13. Понимание вместо зубрежки. Наглядное объяснение сложных понятий. Алгебра. Корни, степени и логарифмы, функция и производная. База для решения сложных задач 2 части ЕГЭ.

Вопросы уровня С1

  • Кареглазый блондин женился на голубоглазой брюнетке. С какими генотипами по этим признакам могут быть у них дети при условии, что гены сцеплены и в отцовских хромосомах произойдет кроссинговер?
  • Муж гетерозиготен по резус-­фактору, а жена – резус­-отрицательна. Каковы возможные генотипы будущих детей по резус­-фактору? Какие прогнозы можно дать этой паре?
  • Женщина со вздорным характером вышла замуж за человека с мягким характером. От этого брака родились три дочери: Елена, Ксения, Анна, у одной из которых был вздорный характер. Анна, у которой был мягкий характер, вышла замуж за человека с таким же характером. У них было два сына. Скандалист Владимир и добряк Юрий. Укажите на родословной этой семьи генотипы всех ее членов. Какова вероятность рождения вздорного ребенка от брака Юрия с женщиной, имеющей мягкий характер, при условии, что Юрий гомозиготен? Заштрихуйте на родословных значки в соответствии с решением.
  • Таня и Наташа – родные сестры, и обе страдают дальтонизмом. У них есть сестра с нормальным зрением и брат с нормальным зрением, но гемофилик. Таня и Наташа вышли замуж за здоровых по указанным признакам мужчин. У Тани родились 2 мальчика-­дальтоника и две здоровые девочки. У Наташи два сына, оба гемофилики и дальтоники одновременно. Определите генотипы Тани, Наташи, их родителей и всех детей. Почему дети Наташи страдают двумя заболеваниями? Заштрихуйте на родословных значки в соответствии с решением.

  • Кареглазый Борис, родители которого были кареглазыми, женился на голубоглазой Вере, также имевшей кареглазых родителей. У них родился голубоглазый мальчик Петя. Определите генотипы всех членов семьи. Заштрихуйте на родословных значки в соответствии с решением.

  • При многократном внутрипородном скрещивании коротконогих особей крупного рогатого скота 25% родившихся телят оказываются мертворожденными, а 25% – длинноногими. Каковы генотипы коротконогих особей? Какой ген доминирует? Каковы генотипы погибших особей?
  • Одна из форм анемии (заболевание крови) наследуется как аутосомный доминантный признак. У гомозигот это заболевание приводит к смерти, у гетерозигот проявляется в легкой форме. Женщина с нормальным зрением, но с легкой формой анемии родила от здорового (по крови) мужчины-­дальтоника сына, страдающего легкой формой анемии и дальтонизмом. Какова вероятность рождения следующего сына без аномалий?
  • На заседании «Союза меча и орала» Остап Бендер заявил, что он является законным наследником Российского престола, ибо его матушка состояла в гражданском браке с Государем Императором. В подтверждение этого великий комбинатор сказал, что он, как и его сводный брат Алексей, страдает гемофилией. Убедительны ли претензии гражданина О.Бендера на Российский престол?

Ботаника (растения, бактерии, грибы и лишайники, систематика)

Вопросы уровня С1

Все вопросы этого уровня оцениваются в 2 балла.

В ответе нужно применить знания о видах и названиях тканей, местоположении тканей.

Элементы правильного ответа

1. Рост растения связан с образовательными тканями – меристемами.
2. Рост растения в длину обеспечивают верхушечные меристемы – точки роста побега и корня.
3. Боковые меристемы – камбий и перицикл – обеспечивают рост растения в толщину.
4. Вставочные меристемы обеспечивают ветвление побегов.

Ответьте самостоятельно

  • Как, зная особенности роста растений, можно обеспечить боковой рост корней?
  • Зачем пикируют корни растений?
  • Зачем садоводы стригут кустарники в парках?
  • О чем «рассказывают» годичные кольца деревьев?

Элементы правильного ответа

1. Ситовидные трубки состоят из живых клеток, стенки которых пронизаны порами.
2. Поры нужны для связи клеток друг с другом.
3. Эта связь обеспечивается цитоплазматическими мостиками.

Ответьте самостоятельно

  • В каких направлениях и по каким сосудам движутся питательные вещества в растении?
  • Из чего состоит луб и каковы его функции?
  • Где и почему образуются наплывы на коре дерева?

3. Какие ткани проходят через все органы растения?

В ответе нужно применить знания о видах тканей, их местоположении и функциях. Очевидно, что основные и выделительные ткани не пронизывают все растение, т.к. располагаются локально в органах, а вот проводящие и механические ткани действительно связывают все растение.

Элементы правильного ответа

1. Через все органы растения проходят механические ткани, обеспечивающие опору растения.
2. Проводящие ткани – ксилема и флоэма – также проходят через все органы растения и обеспечивают передвижение по растению органических и неорганических соединений.

Ответьте самостоятельно

  • Как связаны между собой органы цветкового растения?
  • Каковы функции проводящих и механических тканей?

Для ответа на этот вопрос необходимо соотнести процессы поступления питательных веществ в растение и факторы, влияющие на их продвижение вверх.

Элементы правильного ответа

1. Корневое давление (осмос).
2. Капиллярные явления в сосудах ксилемы.
3. Транспирация воды листьями.

Ответьте самостоятельно

  • Почему процесс поступления воды и минеральных солей сравнивают иногда с работой насоса?
  • Какая связь существует между корневым давлением и транспирацией?

Отвечая на это вопрос, необходимо вспомнить основные функции генеративных органов, понимая, что имеются в виду органы воспроизведения растений.

Элементы правильного ответа

1. Образование гамет.
2. Оплодотворение.
3. Формирование семян и плодов.

Ответьте самостоятельно

  • Какова роль цветка в жизни растения?
  • Есть ли у цветковых растений споры?
  • Чем отличается половое размножение от бесполого?
  • Почему оплодотворение у цветковых растений названо «двойным»?

При ответе на этот вопрос необходимо вспомнить о роли растений в производстве органических соединений, круговороте веществ.

Элементы правильного ответа

1. Растения – продуценты (создают органические вещества).
2. Растения выделяют кислород.
3. Растения участвуют в круговоротах двуокиси углерода и азота.

Ответьте самостоятельно

  • Почему считается, что растения – основные поставщики энергии в экосистемах?
  • Почему фотосинтез и дыхание – взаимно противоположные процессы?

Отвечая на этот вопрос, нужно обратить внимание на термин «концентрированный» и соотнести его с процессом, который начнется в растении после полива концентрированным раствором.

Элементы правильного ответа

1. Концентрация солей в растении ниже их концентрации в растворе.
2. Вода из растения будет просачиваться в почву за счет осмоса.
3. Из-­за недостатка воды растение завянет.

Ответьте самостоятельно

  • Какие процессы обеспечивают тургор клеток?
  • Почему в жару растения могут завянуть? Что такое вирусное и бактериальное увядание?
  • Какова роль транспирации в растении?
  • Что произойдет с живыми клетками растения, помещенными в дистиллированную воду? Почему?
  • Полезно ли поливать растения дистиллированной водой?

Это достаточно сложный вопрос. Однако его вполне могут задать на экзамене, т.к. он имеет определенное практическое значение.

Элементы правильного ответа

1. В проводящие сосуды цветов на месте среза попадает воздух.
2. Он мешает воде подниматься вверх по растению.
3. Нужно обрезать часть стебля цветка под водой, чтобы вытеснить воздух из сосудов растения.

Ответьте самостоятельно

  • Зачем в вазу с цветами добавляют сахар?
  • Зачем иногда очищают от коры часть стебля цветка, прежде чем поставить его в вазу с водой?

Ответ на этот вопрос требует приведения примеров не менее трех приспособлений для опыления растений ветром.

Элементы правильного ответа

1. Мелкие цветки, собранные в соцветия.
2. Сухая мелкая пыльца.
3. Тычинки на длинных тычиночных нитях.
4. Рыльца пестиков высовываются из цветков.
5. Пыльца созревает рано, до распускания листьев.
6. Растения растут группами.

Ответьте самостоятельно

  • Какие приспособления к опылению есть у насекомоопыляемых растений?
  • Почему ветроопыляемые растения часто цветут до распускания листьев?
  • Почему не из всех цветков развиваются плоды?

При ответе на этот вопрос необходимо вспомнить принцип строения указанных органоидов клетки, а затем объяснить биологический смысл такого устройства органоидов.

Элементы правильного ответа

1. Перечисленные органоиды содержат складки из мембран.
2. Эти складки увеличивают площадь рабочей поверхности органоида и клетки в целом.

Ответьте самостоятельно

  • Зачем деревьям и кустарникам нужны большие кроны?
  • У деревьев большие кроны и сильно разветвленные корни. Могут ли эти особенности ограничивать жизнедеятельность деревьев?

Отвечая на этот и похожий вопросы, нужно вспомнить, что условия внешней среды влияют на выраженность признака, на внешний облик организма.

Элементы правильного ответа

1. Да, могут.
2. Форма кроны сосны изменяется под действием ветров, дующих в одном направлении, и принимает форму флага.
3. Потомки одного растения, выросшие в совершенно разных условиях, например на лугу и в лесу, отличаются размерами.
4. Это примеры модификационной изменчивости.

Вы можете сами привести еще несколько примеров.

Ответьте самостоятельно

  • Объясните возможные причины внешних различий между потомками одного растения.
  • Исследователю нужно выяснить, результатом какой изменчивости стали различия между потомками одного растения. Как это можно сделать?

Отвечая на этот вопрос, вспомните, по каким признакам организмы объединяются в группу. Назовите признаки бактерий, по которым они отличаются от других организмов.

Элементы правильного ответа

1. Организмы объединяются в группы по принципу общности существенных признаков.
2. Все бактерии – безъядерные организмы, содержащие одну кольцевую молекулу ДНК.
3. Клетки бактерий лишены ряда органоидов, имеющихся у эукариотических организмов.

Ответьте самостоятельно

  • Назовите отличия бактериальной клетки от растительной.
  • Каковы характерные особенности бактериальной клетки?
  • Каким образом бактерии получают энергию для своего существования?
  • Какие функции выполняют бактерии в экосистемах?

Отвечая на этот вопрос, нужно подумать о том, где можно встретиться с бактериями, в каких условиях они живут и как распространяются. Затем следует предложить способы борьбы, направленные на ухудшение условий существования бактерий (для ответа на вопрос уровня С1 достаточно привести 2–3 способа борьбы).

Элементы правильного ответа

1. Профилактические прививки от заболеваний.
2. Термическая обработка пищи, пастеризация.
3. Контроль качества воды и производства продуктов питания для предотвращения распространения бактерий.
4. Дезинфекция в больницах, поликлиниках, детских учреждениях.
5. В больницах – стерилизация инструментов и перевязочного материала.
6. Облучение операционных ультрафиолетом.
7. Личная гигиена.

Ответьте самостоятельно

  • В чем заключается полезная роль бактерий?
  • Приведите 2–3 примера использования бактерий в промышленности.
  • Что такое дисбактериоз и как его преодолеть?

Для ответа на этот вопрос нужно знать, что потемнение плесени означает созревание спор гриба.

Элементы правильного ответа

1. До созревания спор плесень остается белой.
2. Почернение плесени вызвано созреванием спор.

Ответьте самостоятельно

  • Чем отличается мукор от пеницилла?
  • Что собой представляют дрожжи и каково их значение в пищевой промышленности?
  • Какой вред наносят грибы растениям и животным?

Вопросы уровня С2

Проверка умений работать с текстом и рисунком.

Задания, требующие найти и объяснить ошибки в тексте .

1. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.

1. Цветковые, или покрытосеменные, растения – наиболее многочисленный класс растений. 2. В цветке идут процессы бесполого и полового размножения. 3. Из семян развиваются плоды. 4. Плод защищает семена от неблагоприятных условий внешней среды и имеет приспособления к распространению. 5. В жизненном цикле покрытосеменных растений наблюдается чередование полового (гаметофит) и бесполого (спорофит) поколений. 6. Женский гаметофит цветкового растения – пылинка, а мужской – зародышевый мешок. 7. В результате слияния одного спермия с яйцеклеткой, а другого с центральной клеткой образуется диплоидная зигота и триплоидный эндосперм.

Задания на поиск ошибок требуют от учащегося точного знания материала и повышенного внимания к тексту, ибо ошибки могут быть тщательно замаскированы. Выполняя это и подобные ему задания, необходимо знать основные признаки отдела растений, точно различать понятия «гаметофит» и «спорофит», иметь представление о местах обитания растений.

Элементы правильного ответа

В предложении 1: покрытосеменные растения – это отдел, а не класс.
В предложении 3: плод развивается не из семян, а из завязи.
В предложении 6 две ошибки: пылинка – мужской гаметофит, а зародышевый мешок – женский.

Элементы правильного ответа

В предложении 2: в цикле развития мхов преобладает гаметофит.
В предложении 4: ксилемы у мхов нет.
В предложении 5: флоэмы у мхов нет.

Элементы правильного ответа

В предложении 1: папоротники растут и в лесах умеренных зон.
В предложении 2: у большинства папоротников хорошо развиты придаточные корни и только у некоторых есть корневища.
В предложении 4: гаметы у папоротников образуются на заростке.
В предложении 6: из зиготы вырастает зеленое растение – спорофит.

Ответ на этот вопрос требует от вас не только точного знания темы «Грибы», но и повышенного внимания к тексту. В нем употребляются близкие по звучанию термины «микозы» – «микориза», а также понятия, требующие точной дифференциации.

Элементы правильного ответа **

Ошибки допущены в предложениях 1, 2, 4, 6.

В предложении 1 допущена ошибка в систематике грибов.
В предложении 2 неправильно назван запасной углевод.
В предложении 4 неправильно употреблен термин «микозы».
В предложении 6 ошибочно указан только один способ размножения.
В этом, как и в ряде следующих заданий, помеченных звездочками (**), элементы правильного ответа даны не полностью, а в виде подсказок. Ваша задача – объяснить допущенные ошибки самостоятельно.